Понятие личности.
Понятие личности подразумевает систему качеств индивида, имеющих социальное значение, оно отражает меру, в которой человек овладел социальными ценностями, а также насколько он способен реализовать данные ценности. Понятие личности имеет тесную взаимосвязь с понятием индивидуальности, то есть с тем, как общесоциальные качества находят отражение в конкретном индивиде.
Человек характеризуется как личность по уровню развития сознания, по тому, как его сознание соотнесено с общественным сознанием. Свойства личности определяют, насколько данный человек способен участвовать в общественных отношениях.
Только конкретные общественные условия способствуют становлению личности человека. Как модели поведения человека, так и критерии оценки этого поведения определяются требованиями общества. И если на первый взгляд кажется, что характер и другие особенности человека является его естественным качеством, то на самом деле это лишь общественные требования к поведению, закрепленные в его личности.
Личность развивается под влиянием внутренних противоречий между обусловленными обществом потребностями и возможностью их удовлетворения. Развитие личности заключается в постоянном расширении е возможностей, а также формировании различных новых потребностей.
В зависимости от характерных для личности отношений определяется и уровень ее развития. Отношения, находящиеся в основном в сфере утилитарных и меркантильных интересов, характеризуют низкий уровень развития личности. Если же преобладают общественно значимые отношения, то это говорит о наиболее высоком уровне развития личности.
Существуют личности социализированного типа, то есть адаптированные в условиях социального существования, а также десоциализированного типа (девиантные личности), которые отклоняются от основных требований общества.
Помимо социальной приспособленности у развитой личности есть личностная автономия, то есть утверждение своей индивидуальности. Благодаря сознанию свой обособленности индивид может быть свободен от преходящих произвольных социальных явлений, не теряя самообладания в социально нестабильных условиях.
Мотивы личности
Одной из стержневых проблем в психологии является проблема мотивов, а также мотивации поведения человека. Многие психологи считают мотивы и потребности ядром личности человека.
Обычно психологи сходятся во мнении, что мотив представляет собой или побуждение, или цель, или намерение, или потребность, либо же свойство или состояние личности.
Довольно распространена точка зрения, в которой мотив рассматривается как цель. Цель в качестве мотива дает ответ на вопросы «для чего» и «зачем» будет осуществлено то или иное поведение, то есть дается объяснение произвольному характеру поведения человека. Таким образом, побуждениям человека придается смысл и целенаправленность.
Мотив с точки зрения потребности отвечает на вопрос «почему осуществляется деятельность человека», так как сама потребность уже содержит активное стремление индивида к преобразованию среды, чтобы удовлетворить свои нужды. Такая точка зрения дает объяснение источнику волевой активности, но не отвечает на вопросы «для чего» и «зачем» человеком проявляется эта активность.
Намерение выступает в роли мотива, если человек собирается принять решение или же в случае отдаления цели деятельности, либо отсрочки ее достижения. Влияние потребности, а также интеллектуальной активности индивида, которая связана с осознанием средств достижения цели, совмещаются в намерении. И хотя намерение имеет побудительную силу, оно все же не объясняет причин поведения.
Среди западных психологов популярен взгляд на мотив как на устойчивое свойство личности. Они полагают, что поведение человека в той же степени обусловлено его устойчивыми черты личности, как и влиянием внешних стимулов.
Побуждение в роли мотива принимается большинством ученых, и такая точка зрения является не только наиболее распространенной, но и самой объяснимой. Мотивация напрямую связана с осознанием стимула, а также с приданием этому стимулу определенной значимости. То есть мотив является именно осознанным побуждением, которое отражает готовность человека к определенному действию. То есть стимул является побудителем мотива, а из внутреннего осознанного побуждения возникает поступок.
Источник: Умный Блог