Все великие программисты в мире с чего-то начинали. Одним из неплохих способов начать знакомство с миром программирования является PascalABC, который сейчас преподается во многих школах.
В данном уроке будет рассматриваться современная его разновидность под названием PascalABC.NET, которая не слишком отличается от оригинального PascalABC. Скачать ее можно по адресу: www.pascalabc.net.
Если в процессе работы у вас возникнут какие-либо проблемы, можете смело обращаться на официальный сайт, либо на популярный форум программистов за помощью.
Установили, запустили? Итак, перед вами текстовое поле, куда и нужно будет писать код программы. Каждая программа должна как-то называться. Поэтому первой строкой в ней будет:
program NAZVANIE_PROGI
Где NAZVANIE_PROGI — соответственно название вашей будущей программы. От него ничего не зависит, главное — писать именно латиницей, и не допускать, чтобы первым символом в названии была цифра (это важно!). Немаловажно и то, что большинство команд кончаются точкой с запятой и чаще всего, для удобства чтения кода, начинаются с новой строки (последнее уже лишь прихоть самого программиста, впрочем).
Идем дальше. У программы есть начало и конец. Выражаются они соответственно begin и end. (те, кто учил английский — поймут). Причем «end.» пишется именно с точкой в конце! То есть программа выглядит так:
program proga1;
begin
//здесь тело вашего творения;
end.
Самая простая команда, которую мы сейчас и рассмотрим — write. Она выводит в текстовой строке любой текст. Текст пишется в скобках и выделяется знаком ‘ с обеих сторон. Пример:
write(‘здесь был Вася’);
Также есть ее разновидность writeln. Она отличается тем, что после написания текста переводит его вывод на другую строку.
Очень важная часть любого языка программирования — переменные. Они состоят из двух вещей: собственно названия самой переменной, и ее содержания. Например, moi_dengi:=3000. Такая переменная, с целым числом в ячейке, принадлежит целому типу — integer, и хранит целочисленное значение — 3000. Есть также переменные с числами нецелыми, например moe_chislo:=5.5.
Чтобы присвоить значение ячейке переменной, используют знак присвоения := (как в примерах выше). Если же сравнивают с другим числом, то просто =, >, <, <= (меньше либо равно), >= (больше либо равно) и <> (не равно). Но это на будущее, об этом пока еще рано говорить.
Чтобы переменную использовать, ее надо предварительно объявить, дать понять, что такое название зарезервировано. Это происходит так (до begin):
var название переменной:тип;
Пример:
program pr1;
var a:integer;
begin
a:=100;
writeln(‘Переменная а равна ‘,a);
end.
Строка перед end. означает, что на экран выводится текст «Переменная а равна «, а затем значение этой самой переменной. При запуске программы будет видно:
«Переменная а равна 100»
Но давайте дадим пользователю, запустившему ваше творение, возможность выбора и изменения значения переменной! Для этого существует команда read (и readln, с переводом на другую строку). В скобках после read указывается переменная, значение которой требуется ввести:
read(a);
Наконец, необходимо заметить, что все выражения, использующиеся в математике, можно построить и в языке Паскаль. Вот пример такой программы.
program matem;
var a,b:integer;
begin
read(a,b);
writeln(‘Произведение а и b равно ‘,a*b);
end.
Вот и готова ваша первая программа!