В мемуарах Богдана Гаврилишина не стоит искать образцов художественной литературы. В первой части описаны детство автора, юность на оккупированных территориях и перемещение юноши из Украины в Германию. Подобный путь проходил, без преувеличения, каждый украинского, который вынужденно покинул родину в военное и послевоенное время.
Читать становится интереснее, когда с лесоруба Гаврилишин медленно становится тем, кого сегодня называют бизнес-консультантом. Причем феноменально успешным. Возможно, такая оценка всей деятельности Гаврилишина выглядеть несколько упрощенной. Но на самом деле не стоит усложнять, когда речь идет о такой весьма популярный на Западе и не слишком востребован у нас жанр, который называется «История успеха». Так, украинское отказался быть бедным лесорубом, который бежал от ужасов советской власти. Более того: в той части воспоминаний, которая касается восхождения на персональную вершину, автор отмечает: в украинских основном относились в Европе и Америке, как к людям второго сорта. Наконец, жители Ukraina — не единственные эмигранты, имевшие историческую родину, зато не имея своей страны, своего государства. Поэтому оценка, констатирует Гаврилишин, была соответствующей. И ему очень захотелось эту ситуацию переломить. И для этого он выбрал, кажется, самый действенный способ: не призывать украинских вспомнить о национальной гордости, а стал доказывать ее существование собственным примером. Пользуясь для этого лозунгом собственного авторства: «Думать глобально, действовать локально». То есть, в произвольном переводе, иметь стратегическую цель и постепенно и последовательно, шаг за шагом, не отвлекаясь на пустяки, воплощать ее в жизнь.
Для тех, кто до сих пор ностальгирует по Советскому Союзу с его дешевой колбасой, отсутствием безработицы и бесплатными квартирами, третья часть мемуаров написана будто специально. Рассказывая о своих визитах в СССР и, среди прочего, в подсоветскую Украины, Гаврилишин оценивает то, что увидел, крайне негативно. Ведь, с точки зрения экономиста, страна, где слои населения искусственно уравнены, где народ поколениями приучают к халяве и покорности одновременно, где законы рынка не работают и отсутствует полноценная национальная буржуазия, обречена на поражение рано или поздно. Люди массово в такой ситуации забывают, что надо работать, привычно ожидая прожиточного минимума от государства. И крах, как мы уже знаем, вызвали не столько общественно-политические, сколько экономические факторы. Советская власть растерялась, потому что не знала, как и чем удерживать и сплачивать вокруг себя советский народ.
Итак, имеем довольно своевременную и нужную книгу для тех, кто хочет вооружиться цитатами и аргументами в пользу того, что возвращение в СССР, к советскому феодализма, которое питают ныне во власти, в действительности не обосновано экономически. Так же, как нет идеологической подоплеки: ведь любая идеология действенная только если опирается на экономическое благополучие.
Потому воспоминания Богдана Гаврилишина — одна большая, написанная простым языком лекция. Нечто вроде полезных советов для украинского, как каждому из нас заставить других уважать себя и заодно — свою страну.
В первой половине 1990-х годов зарубежные украинского наперегонки принялись публиковать свои воспоминания на родине, называя книги и книги не слишком оригинально — вроде «Моя жизнь» или «hostel». Им в этом активно помогали ловкие, активные и не слишком принципиальные граждане новой, независимой Украине, видя в подобных книгах только одну ценность: возможность заработать.
Причем заработок — не грех, чтобы эти многочисленные воспоминания людей, чьи имена и фамилии стерлись из памяти и не оставили следа в политической или культурной украинской истории, действительно давали хотя бы небольшой доход. Однако проплачены авторами мемуары не должны были, по стратегическому замыслу авторов, лежать где-то на складах. Все это должно идти в книжный магазин. А книжная торговля, которая в то время еще не разрушилась окончательно, брать это на реализацию категорически отказывалась. Отсюда практика, когда тот, кто занимается изданием, берет с очередного мемуариста деньги за печать нескольких тысяч, на практике выдав на-гора сотню-другую экземпляров, чтобы было что раздавать на презентации.
Отношение к воспоминаниям зарубежных украинских начало меняться с публикацией книг публициста и литературоведа Юрия Луцкого. Большинство книг в Украине вышли еще при его жизни. Затем, после смерти в 2001 году, осуществлялись посмертные издания и даже переиздание, оказавшись, таким образом, востребованными. Конечно, речь не только о его воспоминания, но и о той же самой публицистику и эссеистики. Однако даже вспоминая свою жизнь, Луцкий ли не первый отходил от эгоцентризма, присущего большинству мемуаристов, выписывая концепцию и рассматривая роль нашей страны в мировом интеллектуальном пространстве и задействованная Украины в интеграционных процессах.
Впоследствии вышла беллетризованная биография еще одного украинского, который имел реальное влияние на мировые процессы — бизнесмена, ученого и мецената Петра Яцика «Украинский, который отказался быть бедным». Кстати, именно эта личность даже после своей смерти не дает покоя действующему министру образования и науки Украины Дмитрию Табачнику: в прошлом году чиновник-украинофоб поставил под угрозу проведение XI Международного конкурса знатоков украинского языка, который проводило профильное министерство счет основанной Яциком «Лиги украинских меценатов» . Теперь имеем книгу Богдана Гаврилишина, который собственным примером доказывает: шансы Украины стать государством, которое развивается по европейским стандартам, не утрачены. Если, конечно, перед глазами будут примеры успешных украинских, и успех этот — ни в коем случае лидерство в политической партии.