В кинотеатры нас приглашают Ларс фон Триер, Майк Ли и Том Хэнкс.
Факт, что заслуживает особого внимания: в украинский прокат одновременно вышли три авторские фильмы, качество которых не подвергается сомнению. Первый — «Меланхолия» Ларса фон Триера, вызвавшая невероятный ажиотаж на последнем Каннском кинофестивале. Второй — «Еще один год» Майка Ли, участник опять же Каннского фестиваля только в прошлом году, который судьи несправедливо обошли своим вниманием. И третий — «Ларри Краун» Тома Хэнкса. Все три — разные, хорошо приготовленные блюда, мнение о которых разогревает незаурядный аппетит.
Если уж оперировать гастрономическими дефинициями, то «Меланхолия» (Melancholia) — это холодный суп, поэтому приводим его на первое. Приготовленный он так, чтобы рецепторы того, кто его употребляет, включались в процессе, а по окончании телом еще пробегал холодок. В основу сюжета положена метафорическую катастрофу — на Землю надвигается планета Меланхолия, и никто точно не знает, чего от нее ждать. На этом фоне в дорогом имении состоятельная семья устраивает свадьбу нежной красавицы дочери Джастин (Кирстен Данст), поведение которой выдается девиантным. Зато ее сестра (Шарлотт Гейнсбур) — воплощение нормальности и правильности: она ценит своего милого и многие мужчины, заботится о сыне и странную сестру и пытается сделать так, чтобы всем было хорошо. Но по мере того, как к Земле приближается Меланхолия, сестры словно меняются местами: ненормальная становится все более адекватной (за роль чудачка Данст получила Каннские награду), а нормальная теряет контроль над собой. И чем ближе конец фильма, тем больше убеждаешься, что Меланхолия — это воплощение депрессии всепланетарного масштаба. Фильм фон Триера можно принять за символическое продолжение «Древа жизни» Терренса Малика, только в более легкой форме: то же противопоставление маленького человеческого грандиозном космическом, те же медитативные съемки и погружения в себя, но еще подкрепленные музыкой Вагнера.
«Еще один год» (Another Year) — гораздо легче блюдо. Хотя ее основная тема — это драма одинокой человека, но подается она под соусом замечательного британского юмора. Счастлива в браке пара средних лет имеет весьма оригинального друга семьи: одинокую женщину бальзаковского возраста по имени Мэри, которая постоянно ищет забвения в излишнем бокалу вина, через которые попадает в неприятные истории. Так на контрасте друг к другу они шагают по всему фильму протяжении четырех разных сезонов одного года, пропагандируя семейные ценности и любовь к ближнему. Кроме великолепной режиссерской работы, фильм обогащенный игрой Лесли Менвилль (Мэри).
И наконец «Ларри Краун» (Larry Crowne) — добротный десерт, такой себе яблочный пирог по рецепту. Это не первая режиссерская работа голливудской знаменитости Тома Хэнкса, который создал милый образ смешного Форреста Гампа в одноименном фильме, за что и получил «Оскара» в далеком 1995 году. Его настоящее Ларри Краун (играет Том Хэнкс) какой-то степени — реинкарнация того персонажа: ему около 50, он теряет работу, потому что в свое время не получил высшего образования, вынужден освободить дом, взятый в кредит, идет в колледж, где с наивностью п ‘пятилетней ребенка подвергается воздействию привлекательной однокурсницы и добросовестно учит домашнее задание. Том Хэнкс решил вывернуть близкую многим ситуацию финансовой стагнации и взглянуть на нее позитивно: кризис как экономики, так и возраста (компанию Хэнксу составляет Джулия Робертс) он рассматривает как пролог к ??изменениям. Но поучительная история имеет некоторые неровности с точки зрения художественного изложения. То, что заявлено комедией, не всегда заставляет смеяться, а действия персонажей выглядят часто слабовмотивованимы, отчего героев воспринимают жертвами или слабого сценария, не достаточно удачного монтажа. Но при всем «Ларри Краун» странным образом вызывает симпатию, очевидно, благодаря шарму Джулии Робертс и того же Тома Хэнкса.
P. S. В Киеве фильмы можно посмотреть, в частности, в культурном центре «Киев».