Только фэнтези способно решить реалистичные проблемы нашего времени.
Авторы этих книг оперируют в своих произведениях такими сакральными понятиями, как «время», «судьба» и «путь». И пусть фантазийная стилистика несколько упрощает восприятие этих сложных философских категорий, но благодаря ей тяжелый опыт чужих культур, которым обременена эпоха постмодерна, приобретает признаки безудержной легкости нашего с вами бытия.
Так, например, в очередной утопии «Хронос» Тараса Антиповича действие происходит в недалеком будущем, но вопросы, которые автор ставит ребром, принадлежат к «старым добрым временам» нашего настоящего. Вычурность времени и обреченность судьбы, общественное мнение и частное лицо, мир высоких технологий и потаенное дно человеческих отношений. И если в предыдущей подборке «Тело и судьба» нашего автора отбрасывалась тезис Потебни о том, что язык — это душа народа, и тело человека становилось ее домом, то в романе «Хронос» оперируют более неуловимыми вещами. Время — вот что стало товаром на рынке будущего, а в обществе — благодаря хрестоматийном взлома профессору — царит темпоральная преступность, у людей крадут их жизни, и выражение «убить время» не является шуткой, превратившись в грозное оружие. Впечатляющие истории депутатского сынка, что погибает от передозировки, старого актера, который мстит за «опустошенную» жену, целого кабинета министров, которым руководит злой карлик, словно вимандрував из сказок Гофмана, складываются в картину техногенного произвола.
Дебютный роман «Бурецвит» Марии Ряполов — это фэнтези с более мирным сюжетом. Его героиня — этакая Амели из одноименного фильма, помноженная на ученый-биолог в исполнении Умы Турман. Но и руководила стихиями, а наша девочка командует в магазине растениями: плющ у нее ловит грабителя, особые цветочки, если кто-то рядом ругается нехорошими словами, выделяют неприятный запах, а розовые кусты-вампиры надо кормить собственной кровью. Работы у нее непочатый край: наговорить комплиментов кактусовые, поболтать с водорослями. А среди товара — удивительные растения: певческий кустик, плакучее деревце, кактус мудрости, лилия экстаза. И вот в магазин приходит парнишка, который ищет орхидею судьбы. «Человек, который отдает свою судьбу, умирает?» — Спрашивает он. «Да, но не в привычном смысле, — отвечают ему. — Может, тело и продлевает жизнь. Это уже не важно. Этот человек … она умирает в более широком смысле». Тело и судьба — разве не явный перекличка с вышеупомянутым произведением Тараса Антиповича?
Впрочем соединить тело с судьбой в романе «Бурецвит» помогут лисовички, Побережник, русалки и другие представители украинской демонологии. Запутаться очень легко, и поэтому желательно иметь наготове желание дочитать до конца. Но если не терпится, то можно разве заметить, что колдун отнял у парня судьбу раньше, чем тот успел погибнуть. Но, даже бегом рассказав фабулу произведения, все равно не раскроем все тайны его головокружительного сюжета — хватит и телу, и внизу, и убийцам времени, чтобы насладиться его красочными перипетиями.
Немало троп-дорожек в языково-стилистическом смысле придется также сходить, знакомясь с повестью «Семь ворот» Елены Захарченко. И путь простелиться сквозь врата частной географии: Киев-вокзал, Киев-Фастов, Фастов-Козятин, Казатин-Шепетовка, Шепетовка-Здолбунов, Здолбунов-Красное, Красное-Львов. Стартовая ритмомелодика изложения эпическая, в стиле Генри Лонгфелло, но, конечно, в урбанистическом аранжировке: «Сел я за руль, и завел я мотора своего, крепкого, старого бензинового мотора завел, и стал ехать». И это неудивительно, если учесть, что героя-врача зовут Кирилл Мефодиевич, а героиню по имени Марина Чех зовут Инанна, и зовет ее так киевский бомж, а по совместительству — шумерский бог Энки, который также парня ее зовет Гильгамеше. Опять игры со временем в чужом теле, что никак не отречется собственной судьбы?
Среди других экзотических персонажей, с появлением которых регистр повествования в «Семи воротах» меняется студенческого сленга в базарной болтовне, — продавщица с рынка Наталья, древнее божество Наташка и воробей Элфи. Вот такая вот увлекательная мифология, даром, что время и судьба героев двигаются заколдованным кругом классических сюжетов вроде «Москва-Петушки» Венедикта Ерофеева, или «Московиада» Юрия Андруховича. А что такого? «Я — Инанна, — произносит героиня, — и могу слоняться в подземное царство через те врата, сколько захочу». И это уже признак нашего постмодернистского времени, когда текст смешивается с контекстом, чужое тело влияет на твою судьбу, а увядших научная фантастика прошлых десятилетий неожиданно расцветает буйным цветом современного фэнтези.