Музей им. Ханенко «расцвел» картинами художника Давида Шостака.
Музей искусств им. Богдана и Варвары Ханенко открыл первую посмертную выставку полотен Давида Шостака, заслуженного художника Украины, представителя киевской школы второй половины ХХ — начала ХХI в. Экспозиция «обнимает» последние 15 лет творчества живописца. Остальные картин, хранящихся в коллекциях многих украинских музеев, демонстрирует слайд-фильм. «Этот проект — исключение из наших выставочных традиций, ведь обычно мы отдаем почетное право представлять отечественных художников коллегам из других музеев. Однако волею судьбы случилось так, что наш музей и Давид Шостак взаимосвязаны. Экспозиция — это высказывание захвата и уважения его творчеству», — отмечает научный сотрудник музея Анна Рудык.
Давид Шостак обращал внимание не на внешнюю, а на внутреннюю, интеллектуальную, привлекательность личности. Слово «живописец» метко характеризует его как портретиста, ибо человек он изображал «живо», без намека на «манекеннисть». Такая глубокая природа понимания человека мастером воплощена в портретах нескольких циклов: члены семьи, друзья (художник Михаил Антончик, скульптор Галина Кальченко), творческая интеллигенция, ученые, меценаты, среди которых Богдан и Варвара Ханенко, Николай Терещенко. Главное место среди работ занимает полотно «Шостаки», где изображен сам Давид Зельманович, его отец и дед. По словам дочери художника Елены Шостак, этот портрет — начало темы в творчестве ее отца. Розлогисть родового дерева художника перенесена в так и не законченную картину, на которой вся семья Шостак собралась за столом, а на фоне виднеется образ любимого ею Шолома-Алейхема.
Неравнодушие художника к общественным проблемам продемонстрировано в полотне «Расстрелянная культура». На нем запечатлены люди, которые стали жертвами сталинских репрессий. Мастер фиксировал и «неизбитый» места Киева. Поэтому три работы с изображениями киевских домиков — это столица, которой уже нет.
Выделяется среди других натюрморт с копией «Летнего дворянина» Эль Греко. Давид Шостак уважал творчество этого живописца. В стиле работ двух мастеров есть некоторое сходство. Картинам Давида Зельманович свойственны, как и Эль Греко, выразительность цвета, резкие ракурсы, гармоничная контрастность. Сразу заметно, что мысль Шостака работала вместе с рукой, ведь образы наделены эмоциями.
Весенней романтичности придают выставке изображение любимого художником сирени. Этот символ возрождения, хрупкости и заодно великолепии словно оживает на стенах. И тут можем также провести параллель: как и сирень, художественность Давида Шостака неодноманитна, колоритная. Подтверждает эти слова искусствовед Алла Евенко: «Творчество Давида Шостака — образец современного искусства, ведь он работал на вечность. Его творения глубокие и психологически точные».