Завершилась регистрация участников Внешнего независимого оценивания. Чтобы подойти до времени «Т» во всеоружии, школьникам остается два месяца.
Завершилась регистрация участников Внешнего независимого оценивания (ВНО). По сообщению Украинского центра оценивания качества образования, составлять внешние тесты в этом году намереваются 412 тысяч 980 человек. Больше всего желающих получить сертификаты ВНО зарегистрировано в Донецкой, Днепропетровской и Харьковской областях, менее всего — в Кировоградской и Черновицкой. В Киеве свои знания будут проверять 24 тысячи 834 выпускника. Среди зарегистрированных 16% выпускников прошлых лет. По условиям, каждый участник тестирования может избрать не больше как пять предметов. Самыми популярными, кроме обязательных украинского языка и литературы, стали математика и история Украины, менее всего желающих проверить свои знания по испанскому и французскому языках. За результатами регистрации будет сформирована сеть пунктов тестирования, где с 6 мая по 5 июня 2009 года и будет происходить независимое оценивание знаний будущих абитуриентов.
Вступительная кампания 2009 года, как известно, будет отличаться от предыдущей: другое количество предметов, принципиально новый подход к льготным категориям, отмена преференций для медалистов и тому подобное. Однако, очевидно, следующие кампании будут еще интереснее. Министерство образования и науки одобрило идею разработки нового типа тестов — на способность к учебе в ВУЗе (по образцу американских «тестов на умственные способности»). По словам Владимира Ковтунца, эти тесты будут отличаться от существующих тем, которые не будут требовать воссоздания знаний из определенных предметов, а показать, насколько абитуриент умеет мыслить, работать с информацией, делать выводы и тому подобное.
Марк Зельман, американский эксперт-тестолог, отмечает: «Речь идет не о IQ-тесте, а об определении уровня способностей, которые сильнее всего влияют на успеваемость учебы в ВУЗе. Сегодня этот тест на стадии концепции. Для его разработки и внедрения нужно по меньшей мере два-три года. Но мы уже проводим тренинги для специалистов — будущих разработчиков».
Введение такого вида тестирования даст возможность высшим учебным заведениям определяться в своих приоритетах относительно набора студентов: знание (тесты ВНО), способность к учебе (тест на умственные способности) или и то, и другое. В то же время господин Зельман предостерегает: говорить, что кто-то прошел тестирование, а кто-то нет — некорректно. «К сожалению, суть любого оценивания знаний — дискриминация по определенному признаку, отбор, а не определение, насколько человек успешен или умен вообще», — считает эксперт.
Роман Кобец, руководитель Информационного центра независимого оценивания, подчеркивает, что такой тест дает людям, которые не имели ровного с другими доступа к образованию (армия, учеба в сельской отдаленной школе, работа после школы и тому подобное), получить шанс на вступление. Нововведение должно заинтересовать и высшую школу. Ей выгодно учить состоятельного на это студента. Тогда можно будет говорить о повышении уровня профессиональной подготовки и, как следствие, — спрос на выпускников на рынке труда.