Ошибается тот, кто думает, что размышления о том, кем быть, куда пойти учиться, начинаются за несколько месяцев до тестирования.
Тревоги и волнения выпускников школ, гимназий, их родителей начинаются с первых дней учебы в одиннадцатом классе. Многие уже в 10 классе берутся интенсивно «зубрить» материал из тех предметов, которые выносят на независимое тестирование. подавляющее большинство учеников не полагаются на свои знания, приобретенные в школе, и обращаются к репетиторам.
Готовя эту публикацию, я провел мини-опрос в своем 11-А классе НВК «Школа-гимназия Сихивска». 61 процент учеников занимаются с репетиторами, 33 процента посещают подготовительные курсы при высших учебных заведениях, 6 процентов готовятся самостоятельно. Родители понимают, что получение знаний, вступление в высшие учебные заведения — это самая эффективная инвестиция в будущее ребенка. Конечно, репетитор — удовольствие не из дешевых. Скажем, курс из украинского языка и литературы (длится 9 месяцев) с преподавателем ВНЗ обходится в 1500 евро. При учебе на подготовительных курсах университетов, академий нужно заплатить 2000 гривен. Почувствуйте, как говорят, разницу.
Занятия на курсах (напомню, от этого года они не дают льгот и не предусматривают отдельного конкурса) подобны на обычный школьный урок. В подготовительной группе, как правило, 15-20 лиц. Не всегда и репетиторы (школьные или вузовские) занимаются лишь с одним учеником. Набирают группу из 5-6 лиц, нередко имеют по 5-6 таких групп. Знаю, что репетиторство сурово запрещено в помещениях школ и высших учебных заведений. Раньше считалось более престижным “нанимать” репетитора из высшего учебного заведения.
Рассчитывали не только на то, что он лучше научит, потому что знает требования своего учебного заведения, но и закажет словцо в приемной комиссии. Теперь ситуация другая. ВНЗ не проводят вступительных экзаменов и не разрабатывают своих тестов. В условиях независимого тестирования, когда тесту задания для всех одинаковые и больше отвечают школьной программе, растет спрос на школьных учителей-репетиторов. Вместо этого преподаватель украинского языка и литературы Александра Бандура убежденная: «Репетитор не учит, а повторяет вместе с учеником пройденный материал. Если ученик не хотел учиться в предыдущих классах, никакой репетитор ему не поможет». Есть такие случаи, когда репетитор честно говорит родителям: «Ваш ребенок настолько «запущен», что ни один репетитор не доведет ее до нужной «кондиции».
Большинство выпускников считают целесообразным учить по-настоящему лишь те дисциплины, из которых будут составлять тесты. Но некоторые ВНЗ, не ожидая будущие законы или постановления, уже в этом году в Правилах приема предусмотрели, что в случае одинакового количества баллов в сертификатах преимущество будет предоставляться потому абитуриенту, который будет иметь лучший школьный аттестат.
Своими мнениями относительно организации независимого внешнего оценивания поделилась директор гимназии Галина Путий: «Независимое тестирование нужно начинать не в мае, а в июне. Это дало бы возможность избежать смятения в исполнении школьных программ, в организации работы учителей в этот период. Следует подумать и над тем, нужна ли государственная итоговая аттестация, можно ли ограничиться только независимым тестированиям. Болезненным является вопрос относительно посещения занятий одиннадцатиклассниками уже начиная со второго полугодия. Достаточно много репетиторов назначают детям занятия на 10-11 час, когда в школе идут уроки. Временами пожалуешь на урок, а там полкласса нет… Над этой проблемой должны задуматься и в Украинском центре оценивания качества образования, и в Министерстве образования и науки».