В этом году пришлось мне ехать на Шевченковые дни дорогой в Канев из Золотоноши. Хуже дороги, которая становилась тем хуже, чем ближе в Канев за последние, по-видимому, пятьдесят лет я не встречал нигде в мире.
Поэтому и спросил я себя: а почему эта дорога, которой курсируют автобусы Киев-Канев, Харьков — Канев, не говоря уже о местности, такая плохая? И ответ сразу нашлась: плохая дорога, потому что лежит она между Золотоношею и Каневом, двумя райцентрами, а у двух нянек, как известно, дитяти без глаза.. Я поставил этот вопрос приятелю- каневчанину, а он грустно улыбнулся и сказал, что и другие дороги в Канев не лучше.
Но почему? Ведь Канев является одним из источников украинской духовности! Здесь, над Днепром, могила Тараса Шевченко. То почему же сюда ведут такие плохие дороги?!
И вдруг вспомнилось такое. В конце 60-х лет прошлого столетия я достался в Канев пароходом. Ниже шлюзов ГЕС были видно остатки моста через Днепр. Мост этот до 1941 года соединял правобережную железнодорожную станцию «Миронивка» из левобережной станцией «Золотоноша». Сохранились не только опоры, но и часть моста. Я спросил одного из присутствующих тогда на могиле деятелей украинской промышленности, почему за 20 послевоенных лет тот мост не было отремонтировано, ведь он был бы важным для послевоенной украинской экономики. Вот что я услышал. Оказывается, в конце 40-х лет прошлого века возобновить мост предложил Никита Хрущев, тогда первый секретарь ЦК КПУ. Слух об это дошел к ЦК КПСС и так — к Иосифу Сталину. А тот будто бы выругал Хрущева и сказал, что нечего улучшать транспортные связи с городом, где расположенная могила, которая питает украинский буржуазный национализм.
Недавно я опять ехал из Золотоноши в Канев, но изменений на лучшее не увидел. Ехал я теперь не спеша, как турист, миловался пейзажами. Но вот вдоль берега Днепра здесь уже далеко не пройдешь: километры днепровских берегов захватила украинская «элита» и поставила высокие заборы, что заходят далеко в воду.. Люди! Но такое за тысячелетнюю историю украинских земель было невозможно! Даже во времена Российской империи, ни один помещик не смел присвоить берега Днепра и вообще рек Украины — это было общим! Особенно меня поразила усадьба какого-то Димы в селе Келеберда. Он не только перекрыл берег заборами, но и вырезал в береге на лугу, где люди выпасали когда-то скот, бухточку длиной метров 200, а шириной, по-видимому, до 50. Похоже, что эта бухта изменила течение, которое начало теперь быстро заиливаться. От дороги на Канев к имению Димы где-то метров 300, и на этих метрах Дима сделал новую асфальтированную дорогу. Вся эта отгороженная от общества очень высокими заборами новая украинская «элита» не хочет тратиться на дорогу в Канев!