— И какая судьба пенсионной реформы, по вашему мнению?
— Правительство занял совершенно деструктивную позицию относительно дальнейшего проведения пенсионной реформы. Мало того, что ее обсуждение фактически остановлено, я вижу попытки переломить ситуацию «через колено» и провести через Верховную Раду законопроект в нынешнем виде. Общество немного успокоилось, и не исключено, что в июне-июле, когда народ будет в отпусках, этот законопроект примут втихаря в парламенте.
Вот Президент говорит: общество не готово к пенсионной реформе, поэтому нужно больше и шире объяснить ему то, что предлагает правительство. Анна Герман призывает Сергея Тигипко ездить, как Лина Костенко, по сельским клубам и рассказывать людям о пенсионной реформе. А с чем ехать? Ведь проблема не в том, что украинское общество чего-то не понимает или не поддерживает. Проблема в низком качестве и непрофессионализме правительственного законопроекта.
На самом пенсионную реформу можно и нужно делать популярной. Главное — сделать пенсионную систему более справедливой. У нас для 90% пенсионеров считают пенсию по одной формуле, а другим, спецпенсионерам, — по другой. И если бы власть привела здесь порядок, люди поддержали бы реформу.
Сегодня чиновники говорят совершенно ложную тезис: мы сбалансируем бюджет Пенсионного фонда и это даст нам возможность повышать пенсии. Это откровенная неправда. Размер пенсии не зависит от финансового состояния Пенсионного фонда. Он зависит исключительно от размеров зарплат и страхового стажа граждан. Поэтому украинская власть должна понять, что без повышения зарплат пенсионную реформу воплотить невозможно. Когда у нас средняя зарплата 2 300 гривен, даже при идеальной пенсионной системы, пенсия не может быть выше 1400 гривен. Уровень ВВП нашего государства позволяет увеличить заработную плату без ущерба для экономики минимум вдвое. И это нужно делать!
Безусловно, и саму пенсионную систему нужно рихтовать. У нас сложилась парадоксальная ситуация: вкладывать ежемесячно определенную часть средств в банк выгоднее, чем платить эту же сумму в виде взносов в пенсионный фонд.
— Но должны быть и ресурсы для обновления пенсионной системы.
— А я вам скажу, где их взять. Мы часто слышим, что в Украине 14 миллионов работающих, уплачивающих страховые взносы, и 13 миллионов пенсионеров. И, мол, через пять-семь лет каждый работающий будет кормить одного пенсионера. Но достаточно сделать элементарные арифметические действия, чтобы понять, что тут не так: 13 миллионов пенсионеров плюс 14 работающих, вычитаем еще три миллиона пенсионеров, которые продолжают трудиться. Получается 24 миллиона граждан. А украинская сейчас около 46 миллионов. Вычтем нетрудоспособных, детей, и мы увидим: минимум восемь-девять миллионов украинский трудоспособного возраста неизвестно где делись. Очевидно, что они где работают, но не состоящих на учете и не платят взносы. Вот где ресурс для пенсионной системы Украины! Разумеется, часть этих людей — безработные. Еще большая доля из них работает в теневой экономике, плюс трудовые мигранты. И власть должна подумать, как заинтересовать их работать в легальном секторе экономики, как трудоустроить безработных.
«Репрессии в отношении зарплат в конвертах неэффективны»
— Кстати, о легализации. Недавно правительство объявило войну зарплатам в конвертах. Тигипко разрекламировал законопроекты по детенизации доходов и отношений в сфере занятости населения. Эти шаги то дадут?
— То, что правительство начало признавать существование теневого рынка труда, это позитив. Хотя перспективы воплощения правительственных законопроектов, которые вынесены на обсуждение, я оцениваю скептически. Опять правительство начинает делать ставку на репрессивные меры. Это очевидно не тот путь! Ведь и сегодня имелся ряд карательных мер борьбы с зарплатами в конвертах. Но все же 50% экономики находится в тени.
Репрессивные меры не дадут никакого положительного результата. Потому что доказать выплату зарплаты в конверте сегодня фактически невозможно. Потому и работодатель, и работник заинтересованы в зарплате в конверте. А разве государство может обеспечить альтернативу? Посмотрите на вакансии в государственных центрах занятости: 90% предложений в Киеве — зарплата до 2500 гривен. Кто на такое согласится?
Вторая проблема. Правительственные инициативы по борьбе с теневыми зарплатами будут лишь усиливать коррупционные действия в государстве. Ведь в законопроекте основная функция контроля за соблюдением трудового законодательства возлагается на государственную инспекцию труда, которая подчинена Минсоцполитици. Штат этой инспекции — один инспектор на район. Что этот человек реально может проинспектировать? Кроме того, у этого лица зарплата — от 1300 до 1800 гривен. Плюс ежемесячно лишь 5-8 гривен на осуществление командировку по району. И этому инспектору нужно, по идеологии правительства, налагать штрафы в 25-35 тысяч гривен за зарплату в конвертах?
— Понятно, к чему вы ведете.
— Правильно! А усиливать эту инспекцию, давать больше людей и средств — ресурсов у государства нет. Тупиковая ситуация.
Проблему можно решить лишь тогда, если правительство разберется в вопросе, почему экономика оказалась в тени. Нельзя допускать никаких действий, чтобы еще больше ее тенизировать. А правительство делает все наоборот.
Что происходит сейчас после принятия двух решений: увеличение впятеро единого социального взноса для предпринимателей (ранее предприниматели платили 80 гривен, теперь — более 400) и принятие Налогового кодекса? За последние полгода прекратили свою предпринимательскую деятельность от 300 тысяч до полумиллиона предпринимателей. И сейчас этот процесс продолжается. Где же они делись? Люди остались работать на своих рабочих местах. Просто теперь они не платят взносы и работают в тени — за слишком резкое и существенное увеличение поборов. Так с экономикой вести нельзя. И об этом эксперты предупреждали правительство еще год назад.
— А как же заинтересовать этих людей вернуться в легальный бизнес?
— Нужен индивидуальный подход. Скажем, для категорий предпринимателей-упрощенцев нужно уменьшать единый социальный взнос. Ведь оплатить 400-500 гривен для продавца на базаре или таксиста — это нереальная сумма.
Для трудовых мигрантов нужно создавать современную, отдельную пенсионную программу, — нужно этих людей, которые в большинстве своем в старости возвращаться домой, стимулировать уплачивать пенсионные взносы на Родине. Следует заботиться и о сфере занятости. Идти на уступки и для предприятий. Если провести хорошую работу по оптимизации расходов всех фондов соцстрахования, можно будет говорить об уменьшении финансового давления на предприятия — хотя бы на 5%. И этот шаг нужно делать — хотя бы то, чтобы люди чувствовали изменения к лучшему. Каждый человек должен понимать, для чего ей работать в легальной экономике. Пенсионная система должна быть стимулирующей, а каждый будущий пенсионер должен получить гарантию достойной пенсии. Другого пути нет.