Родители будущих учеников единственной в Симферополе украинской школы за двое суток занимали живую очередь, чтобы их дети могли учиться там, где их не будут называть «хахлами».
Впрочем к проходному списку попали далеко не все желающие. Черточку на протяжении какого-то часа подвели под порядковым номером 90 — именно столько детей (при норме 56) приняли еще в первую субботу марта в три первых класса «Украинской школы-гимназии». Зачисление происходило «по-взрослому, а контролировать процесс приема детей на учебу приехали даже из постоянного Представительства Президента Украины в Крыму. «Однако и до сих пор поток родителей и телефонные звонки не прекращаются, — созналась директор учебного заведения Наталия Руденко. — Раньше через собеседование, тестирование мы выбирали способных детей. В настоящее время же кто из родителей не поленился двое суток выстоять в очереди, тех и ребенок зачтен. А что сделаешь, когда школа такая маленькая». Между прочим наиболее организованными в этот раз оказались крымскотатарские семьи — их детей близко трети, хотя в прошлом году было всего десять процентов.
При этом в единственной украинской школе каждый раз не забывают напоминать родителям, мол, русский язык как предмет в гимназии вообще не выкладывается. «Английский, немецкий, французский. «Ничего, нам это и надо», — говорят они. Согласитесь, в Крыму в настоящее время это трудно представить, — ведет дальше Наталия Руденко. — Вспоминаю: на моем родном Херсоне 30-40 лет тому назад даже не все этнические украинцы осознавали, что нужно общаться родным языком. В настоящее время же в Симферополе очень много русскоязычных семей понимают: чтобы утвердиться, быть успешными в этом государстве, крайне нужно украинское образование». По словам директрисы, на вопрос в анкете «Укажите причины, которые побуждали вас к вступлению?» родители в настоящее время четко указывают на украинский язык, высокий уровень преподавания, дух заведения, его репутацию, а особенно — возможность пребывания и общения в украиноязычной среде.
Относительно условий, то они действительно наилучшие не только в автономии: гимназия имеет 38 кабинетов, три компьютерных класса, швейную и гончарную мастерскую, кабинет домохозяйства с кухней, два бассейна, два спортивных зала, танцкласс, библиотека с читальным залом, видеотекой и книгохранилищем, художественные студии, столовую, радиоузел… Не последним аргументом является и украиноязычная среда. Родители, которые переводят своих чад из украинских начальных классов других школ полуострова (их в Крыму еще несколько), рассказывают, что там их детей на перерыве по меньшей мере могут обозвать «хахлами».
Ликвидировать дефицит учебных мест, считаясь и со сложной экономической ситуацией в государстве, Наталия Руденко предлагает за счет перепрофилирования. «В Симферополе стоят рядом две одинаковых за зданиями школы: одна сугубо российская, соседняя — российско-украинская, то есть с параллельными украинскими классами. Ежегодно наполняемость каждой из них падает и падает. Поэтому почему бы в этой ситуации одну из них не перевести полностью на государственный язык преподавания».
Более того, по словам нашей собеседницы, в школе не намереваются останавливаться на уже достигнутом и собираются пропагандировать государственный язык не только среди своих учеников. В Украине уже пять лет работает Международный партнер-клуб гимназий, лицеев и школ, что возник «под крылом» Украинского гуманитарного лицея Киевского национального университета имени Тараса Шевченко. В клуб входят широко известные учебные заведения Киева, Львова, Одессы, Кривого Рога, Санкт-Петербурга, Алма-Аты, Тирасполя, Бендер, Кишинева, а также единственная в Симферополе украиноязычная школа-гимназия.
Деятельность клуба сосредоточена на демократизации образования, овладения перспективных образовательных технологий. За эти пять лет проведено около двадцати выездных встреч, на которых организовывались симпозиумы, семинары, мастер-классы. «Очередную такую встречу под названием «От родного языка — к языку общегосударственному» силами наилучших просветительских коллективов Украины мы предложили провести в сентябре 2009 года в Крыму. При этом поставили за цель акцентуализацию развития образования как гуманистической, национальной, интеллектуальной, так и демократической», — просуммировала Наталия Руденко.